Задавайте вопросы правильноСокращенный вариант статьи Джеймс Дженкс (James M. Jenks) – руководитель Института Александра Гамильтона, на протяжении 80 лет занимающегося исследованиями в области трудовых отношений. Брайан Зевник (Brian L.P. Zevnik) – главный редактор этого института. Ваша компания подыскивает нового сотрудника на руководящую должность. На
нее претендуют несколько кандидатов, и вам предстоит провести собеседование
и принять окончательное решение. Готовы ли вы к этому? Неудачно проведенное
интервью может стать пятном на вашей репутации, если выбранный вами человек
окажется неважным работником, а отвергнутый соискатель впоследствии станет
звездой. Другая опасность - за некорректно проведенное собеседование можно
подвергнуться судебному преследованию. Не забывайте и о собственных личностных особенностях, которые не могут не проявиться во время беседы. Напористость и решительность — качества, которые способствовали восхождению на руководящую должность, скорее всего, помешают вам стать хорошим интервьюером - научиться задавать вопросы, наблюдать за собеседником и внимательно выслушивать его. Авторитарные топ-менеджеры обычно не склонны слушать молча, а это необходимо для успеха собеседования. Подготовка к собеседованиюПеред собеседованием следует составить список качеств, которыми должен обладать претендент на рассматриваемую должность. Например, руководитель отдела продаж в компании, занимающейся страхованием жизни, должен «изучать данные в целях прогнозирования спроса и продаж, давать рекомендации по ценам и полисам». Это значит, что от кандидата требуются аналитические способности, умение руководить и упорство. Затем следует углубиться в детали и определить, какие качества необходимы
для выполнения каждой обязанности в отдельности. К примеру, уточним
аналитические способности как умение «находить информацию в
специализированных журналах и демонстрировать страховым агентам, как
использовать изменения в налоговом законодательстве при продаже полисов
страхования жизни». Составив список требований к претенденту, набросайте подробный план проведения интервью. Этим вы не расписываетесь в неумении вести беседу, такое руководство поможет вам более взвешенно оценивать кандидата во время встречи. Необходимо действовать в такой последовательности.
Подобная схема позволит вести беседу последовательно и целенаправленно, при этом все кандидаты окажутся в равных условиях. Прошлый опытКак определить, справится ли кандидат со своими обязанностями и впишется ли в коллектив? Нужно понять, соответствуют ли его знания и навыки вашим требованиям, то есть выяснить все про его прошлый опыт. Как строить беседу и какие вопросы задавать, чтобы раскрыть характер и стиль работы кандидата?
Опасные вопросыНеобходимо проявлять максимальную осторожность, задавая вопросы
кандидатам. Опасные вопросы вовсе не обязательно связаны с дискриминацией.
Сторонники соблюдения законности следят за действиями, а не намерениями
работодателей. Например, руководитель задает соискательнице на первый взгляд невинный вопрос: «Чем занимается ваш муж?» Он хочет создать атмосферу непринужденности и заодно узнать, как долго она намерена проработать в компании. Но это дает повод обвинить его в дискриминации, потому что мужчин обычно о таких вещах не спрашивают. Более того, такие вопросы не имеют отношения к личным качествам кандидата. Избежать обвинений в дискриминации вам поможет нехитрая тактика: если вопрос напрямую не связан с наймом или должностью, просто не задавайте его. Как не сбиться с курсаВо время собеседования следует избегать следующих ошибок. Не подсказывайте ответ, который хотели бы услышать. Допустим, вам нужен человек, способный сотрудничать с отделами, которые ему не подчиняются. Если вы зададите вопрос: «Сможете ли вы добиться сотрудничества со стороны руководителей других подразделений?» - кандидат уверенно ответит: «Я могу установить отношения с кем угодно». Лучше поставить вопрос так: «Не доводилось ли вам сотрудничать с отделами, которые не находились в вашем непосредственном подчинении? Как вам это удавалось?» Вы ни в коем случае не должны оказываться в положении защищающегося. Например, выясняя, готова ли соискательница полностью выкладываться на работе, вы интересуетесь, есть ли у нее маленькие дети. В ответ вы можете услышать: «Согласитесь, у меня достаточно опыта и образования, чтобы занять эту должность. Я не понимаю, почему вы спрашиваете о детях. Не могли бы вы объяснить?» Таким образом, вам предстоит обороняться. Не исключено даже, что доказывать законность таких вопросов вам придется в суде. Правильнее было бы спросить: «В нашей компании руководитель обязан быть на месте в восемь часов утра. Кроме того, у нас ежемесячно проходят заседания комитета руководителей, на которых вам придется присутствовать. Начинаются они в пять вечера, длятся несколько часов и проводятся не по расписанию. Устроит ли вас такой непредсказуемый график?» Не вовлекайте собеседника в словесный поединок. Например, вы хотите узнать, готов ли кандидат работать во внеурочное время над проектами, требующими строгого соблюдения сроков. На вопрос «Сможете ли вы при необходимости работать в выходные?», кандидат немедленно ответит: «Я приспособлюсь к любому режиму». Соискатель подразумевает, что справится с работой не хуже вас. Едва ли вам такое понравится, так что избегайте прямолинейных вопросов. Лучше сформулировать вопрос так: «Как вы планируете свою работу на неделю? Что вы делаете, когда сроки поджимают?» Наконец, если собеседник ведет себя скованно и настороженно, не поддавайтесь этому настроению. Ваша обязанность — сделать так, чтобы разговор позволил вам получить необходимую информацию, а не стал для вашего собеседника пыткой. Не забывайте также, что именно на вас лежит обязанность в выгодном свете представить вашу организацию. А для этого важно не только убедительно расписать достоинства и перспективы должности, но и сделать это уверенно и профессионально. Правильный отбор руководителей - залог вашего успеха и эффективности всей компании. Тщательно продумав вопросы, выявляющие деловые и личные качества кандидата, вы увеличиваете свои шансы найти талантливого сотрудника, а не просто закрыть вакансию. |