Эдуард Александрович Понуждаев,
профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга
Международного института экономики и права.
Окончание публикации. Начало
смотрите
здесь.
Малый
треугольник менеджмента (МТМ)
раскрывает содержание коммуникативной подсистемы делового
общения, включающей вербальные, невербальные
(паралингвистические) и письменные средства передачи информации.
Вербальные коммуникации (от лат.
verbalis — словесный)
являются наиболее распространенными и обеспечивают различные
сферы жизнедеятельности людей. С незапамятных времен искусство
красноречия и хорошие ораторы высоко ценились обществом, а
современная риторика унаследовала лучшие традиции античности,
средних веков, эпохи нового времени.
Многочисленные, хотя и подчас противоречащие друг другу,
представления о стилях литературного языка и видах речи,
правилах подготовки и произнесения речей, фонетических,
лексических и грамматических параметрах языка, а также приемах
активизации внимания собеседника превратили риторику в сложную
научную систему знаний, умений и навыков.
Чтобы стать хорошим оратором, как и художником, музыкантом,
спортсменом, недостаточно быть одаренным и даже талантливым.
Самостоятельное или «школьное» постижение основ профессии,
умноженное на упорство и многолетние тренировки, а также
постоянный самоанализ, — таков единственный путь к вершинам
ораторского искусства. Для большинства менеджеров он окажется
извилистым и тернистым, но зато и очень ценным.
Как музыка существует благодаря нотам, а язык и литература
опираются на алфавит, так и риторика как наука родилась
благодаря пятиэлементному канону построения речи и учению об
основных категориях.
Пятиэлементный канон риторики
- I. Нахождение (
inventio)
- II. Расположение (
dispositio)
- III. Словесное выражение
( elocutio)
- V. Запоминание (
memiria)
- V. Произнесение (
actio)
Инвенция (лат.
inventio — находка,
изобретение) — первая ступень работы над речью, подготовка ее
содержания, или в русском переводе «изобретение мыслей». В
музыке данным термином обозначают небольшую 2-3-голосную пьесу.
Наиболее известный из создателей таких произведений, выдающийся
немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
подчеркивал, что в них ученик «находит хорошие идеи» для
сочинений и игры.
Диспозиция (композиция)
— это расположение материала в определенной последовательности:
- введение (показ актуальности и значимости вопроса,
подлежащего обсуждению);
- основная часть (общая характеристика проблемной области,
детальный анализ проблемы, причин ее возникновения, текущего
состояния и перспектив развития, обсуждение способов и средств
полного или частичного решения);
- заключительная часть (принятие окончательного решения,
определение сроков и ответственных за выполнение намеченных
мероприятий, подведение итогов).
Элокуция — это
экспрессивное выражение и орнамента — украшение речи, для чего
используют тропы и речевые фигуры.
Мемориа — составление
плана устного выступления и запоминание основной канвы
рассуждений, ярких фактов, имен, цитат, что позволяет оратору
свободно общаться с аудиторией.
Акция — собственно
коммуникативный этап (произнесение речи), умение создать
необходимую для общения атмосферу, наладить контакт с активной
частью слушателей, контролировать ситуацию, ощущая пульс
аудитории, в течение всего времени общения с ней.
Древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.) явился
одним из создателей научной риторики. Значительный как по
объему, так и по ценности труд «Риторика» интересен для нас
среди прочего и тремя важнейшими понятиями ораторского
искусства: этос, пафос и логос.
Этос — уместность речи
в аудитории, ориентация содержания на интересы слушателей. Они
могут принять или отвергнуть речь и самого оратора.
Пафос — замысел
автора, его позиция в исследуемом вопросе. Порой собственное
мнение лучше скрывать или слегка приоткрыть, но не выпячивать.
Логос — лексические
средства выразительности, последовательность и логичность
изложения материала, а также разнообразные приемы активизации
внимания собеседника и аргументации собственной позиции.
Напомним некоторые из них:
- «Зацепка» —
обсуждение факта, события, поиск общих интересов, знакомых
людей, каких-либо вещей. Пример: «Вам понравился отдых в N? Я
тоже был в восторге и надолго запомнил это место».
- «Ссылка на авторитет»
— солидарность с мнением влиятельной личности или группы,
оценка важной проблемы специалистами, СМИ. Пример: «По данным
МВД РФ лишь 8% российских граждан имеют загранпаспорта».
- «Салями» —
постепенная презентация («нарезка») информации собеседнику.
Пример: «Вы познакомились с типовыми продуктами нашей фирмы,
но мы располагаем и специальными предложениями».
- «Да, но ...» — в
случае возникновения осложнений в процессе общения не следует
давить на собеседника, а признать определенные рациональные
моменты в его подходе. Затем перейти к анализу недостатков.
Пример: «Полагаю, Вы согласитесь, что любая идея (проект)
имеет не только положительные, но и отрицательные стороны».
Невербальные (паралингвистические) коммуникации многочисленны
и разнообразны. Они не только являются важным дополнением устной
речи, но и нередко выступают самостоятельными коммуникативными
актами. В силу этих и других причин (скажем, из-за существенных
межэтнических, тендерных, возрастных отличий) невербальные
коммуникации из объекта специального научного знания
превратились в разветвленную систему с выраженной прикладной
направленностью (см. таблицу). Основные типы и виды невербальных
коммуникаций приведены в первом столбце таблицы. Тип
коммуникации, в отличие от вида, имеет более сложную внутреннюю
структуру, подразделяясь на группы.
Таблица.
Система невербальных (паралингвистических) коммуникаций
Типы и виды коммуникаций |
Области научного знания и
группы |
Приемы и средства |
Фонационные (акустические) |
Просодика (просодия) |
Темп, тембр, высота, громкость речи, ритм, дикция |
|
Экстралингвистика |
Пауза, вздох, смех, плач, кашель |
Кинетические (оптические) |
Выразительные движения |
Мимика, жесты, позы, осанка, походка |
|
Физиогномика |
Особенности телосложения, форма лица, головы |
|
Визуальный контакт |
Направление, длительность и частота взгляда |
Знаково-символические |
Эстетические |
Одежда, обувь, аксессуары, прически, татуировки |
|
Графические |
Особенности почерка, эмблемы, знаки и символы ($, €, @, &) |
Тактильные |
Такесика (прикосновения) |
Рукопожатие, поцелуй, похлопывание, поглаживание |
Проксемические |
Проксемика (пространство общения) |
Расположение собеседников, дистанция между ними |
Ольфакторные |
Запахи |
Парфюмерия и косметика, табак, еда и напитки |
Фонационные средства
служат для придания речевым сообщениям мелодичности, ударения и
ритма, тональной окраски языка. Последнее обстоятельство важно
для тональных языков народов Азии и Африки. В их числе:
китайский, нилотские (восточно-суданские) и другие языки.
Кинетические средства
позволяют более точно воспринимать информацию собеседника,
наблюдая за его состоянием в процессе коммуникации. Мимика,
жесты, положение тела (человек способен принять до 1000 поз),
манеры передвижения могут быть содержательнее, информативнее,
нежели вербальные сообщения. Следует помнить: мимические
движения и жестикуляция в исполнении
представителей различных культур зачастую не совпадают.
Выезжая за рубеж или вступая в общение с иностранцами важно
познакомиться с такими несоответствиями и вести себя,
сообразуясь с обстановкой. Если в какой-либо области вы
недостаточно компетентны, лучше задать соответствующий вопрос и
попытаться уяснить новые для себя правила игры.
Знаково-символические
средства делового общения приобретают все большее
значение. Многочисленные вещи, находящиеся в распоряжении
современного человека (мобильные телефоны, сумки и рюкзаки,
ювелирные украшения, курительные принадлежности, еда и напитки),
поведают немало интересного о своих владельцах и потребителях.
Одни предметы люди покупают в силу необходимости
(принцип полезности),
другие — по причине моды на них
(принцип стадности), третьи — как признак благосостояния,
для демонстрации своих достижений
(принцип исключительности).
Существенную роль в жизни современного человека играют
торговые марки. Марочные товары и фирменные услуги ассоциируются
с определенной ценой, гарантирующей качество, надежность,
внешнюю привлекательность, комфорт для потребителя. Брэнд — это
синоним расширяющейся или стабильной клиентской базы.
Производство товаров высшего и высокого качества немыслимо
без поддержания соответствующей организационной культуры
предприятия, ядром которой является его имидж. Без всякого
преувеличения можно сказать, что имидж организации — это имидж
персонала. И наоборот: имидж отдельных работников соединяется в
имидже предприятия.
Тактильные и проксемические
средства общения направлены на создание атмосферы
дружеского или подчеркнуто служебного характера. Теплые
приветствия, объятия, энергичные рукопожатия свидетельствуют о
взаимном расположении собеседников, намерении поддерживать
отношения. Холодный взгляд начальника, процедурные штампы,
упоминание должности и фамилии (не имени и отчества) сотрудника
в совокупности с фронтальным (формальным, иерархическим)
расположением начальника и подчиненного за столом являются
предвестниками разговора по душам.
Существенное значение имеет и дистанция между партнерами.
Выражение «держать кого-либо на расстоянии» не лишено смысла.
Характерные ситуации и соответствующие им дистанции являются
довольно разработанным элементом делового общения и этикета.
Так, например, различают следующие виды дистанции:
- а) интимная (15-50 см, общение близких людей);
- б) персональная (50-120 см, общение знакомых);
- в) социальная (120-350 см, деловые совещания, дискуссии,
общение с незнакомыми);
- г) публичная (более 350 см, обезличенные и формальные
разговоры, выступления перед различными аудиториями).
Письменные коммуникации имеют принципиальные отличия от
вербальных и невербальных сообщений. «Написанное пером не
вырубить топором», — это мудрое изречение не утратило и не
утратит своей актуальности. Менеджер-профессионал должен уметь
общаться с различными (по численности, статусу, возрасту)
аудиториями, по возможности сразу располагая и приближая к себе
персону, социум или публику.