властная дистанция
устранение неопределенности
индивидуализм/ коллективизм
женственность/ мужественность
+конфуцианский динамизм
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН С ВЫСОКОЙ ДИСТАНЦИЕЙ ВЛАСТИ
ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЩЕСТВАМИ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ВЛАСТНОЙ ДИСТАНЦИЕЙ
Низкий показатель ВД
Семья
•У детей
воспитывают собственный характер.
•Отношения
с родителями
на основе равенства
Школа
•В
обучении центральная
фигура –учащийся.
•Обучение - объективный
процесс познания.
Работа
· Иерархия
– временное ролевое
неравенство, нужное для удобства управления
·Решения
принимают
после
консультаций с
подчиненными
· Менеджеры
предпочитают
практический стиль и систематический подход
· Идеальный
босс
– грамотный и
способный демократ.
|
Высокий показатель ВД
Семья
•Дети
должны слушаться родителей (послушание).
•Почтительное
отношение к родителям (подчинение).
Школа
•В
обучении центральная фигура - учитель.
• Обучение
– восприятие мудрости учителя (гуру).
Работа
· Иерархия
- естественное постоянно
существующее неравенство
· Решения
принимают самостоятельно
и в
патриархальном стиле
· Менеджер
охотно представляют себя принимающими решения
в интересах блага
коллектива
· Идеальный
босс
–
великодушный и
доброжелательный автократ.
|
ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ
№ страна/регион
показатель ВД
|
|
44.
Великобритания
35
50.
Нов.Зеландия
22
|
Венесуэла, Мексика,
Бразилия, Малайзия,
Индонезия, Сингапур,
Франция, ГДР,
арабские страны
|
|
|
|
|
|
|
Бельгия,
Италия,
Тайвань
|
|
|
|
|
|
|
Великобритания,
Швеция, ФРГ, США,
Нидерланды, Австрия,
Израиль, Канада
|
|
||
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ИНДИВИДУАЛИЗМА
1.Люди
откровенно высказывают критические замечания
коллегам
2.Наем
и продвижение по службе связаны с достоинствами
данной личности
3.Управление
ориентированно на личность, а не на группу
4.Общество
отличает высокий жизненный уровень, Средний класс
составляет солидную прослойку.
5.Каждый
ориентируется на личный успех и карьеру.
6.Высокий
уровень свободы печати
|
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ
КОЛЛЕКТИВИЗМА
1.С
детства человека приучают к мысли, что интересы
коллектива выше личных
2.Действует
принцип «Раньше думай о Родине, а потом о себе»
3.Профессиональная
критика воспринимается как личная обида
|
Семья
Воспитание в
духе «я»
Уважение к личному
мнению
Обязательства по
отношению к себе:
- собственные
интересы
- самоактуализация
- вина
Школа
Постоянное
обучение
Учат
«как» учиться
|
Семья
Воспитание в духе «мы»
Мнение семьи важнее
личного
Обязательства по
отношению к семье:
-гармония интересов,
-уважение к общей
позиции
-чувство стыда за
поступки
Школа
Учиться
надо в молодости
Учат «как»
надо делать.
|
Невысокий показатель
индивидуализма
Работа
¨Дипломы позволяют
проникнуть в группы с более высоким статусом.
¨Отношения между
работником и работодателем измеряются моральными
параметрами как и в семье.
¨(Эмоциональная)
зависимость от предприятия.
Малая
мобильность по поиску работы
¨Лучшие решения те, которые
принимаются группой
¨Новые методы менеджмента вызывают небольшой интерес
¨Инструкции применяются в зависимости от ситуации или
межличностных отношений
¨Индивидуальная инициатива не приветствуется
|
Высокий показатель
индивидуализма
Работа
¨Дипломы повышают
экономическую значимость и самоуважение.
¨Отношения между
работником и шефом представляют договор, заключаемый к
обоюдной пользе.
¨(Эмоциональная)
независимость от предприятия.
Высокая мобильность в поиске работы
¨Лучшие решения те, которые принимаются индивидом
¨Менеджеры хотят применять новейшие методы управления
¨Инструкции имеют универсальный характер
¨Индивидуальная инициатива приветствуется
|
№ страна/регион
показатель И
|
№ страна/регион
показатель И
|
№ страна/регион
показатель И
|
3.
Великобритания
6.
Нов.Зеландия
16.
Юж. Африка
|
27.
Арабские страны
31.
Филиппины
33.
Вост. Африка
|
39.
Зап. Африка
|
Устранение неопределенности
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ИЗБЕГАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
1.Жители
обычно негативно настроены по отношению к структурам власти
2.Часты
проявления национализма, распространено недовольство по
отношению национальным меньшинствам
3.Большинство
населения с недоверием относится к молодежи
4.Существую
неписанные плавила, которые связывают с продвижением по службе с
возрастом
5.Люди
склонны больше полагаться на мнение экспертов, чем на здравый
смысл и житейский опыт.
6.Переход
на другую работу или переезд
на новое место – большое психологическое испытание.
|
|||
УСТРАНЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
|
|||
Основные
различия между культурами с различной степенью УН
|
|||
Устранение неопределенности
|
Женственные культуры Семья Акцент на отношениях Солидарность Разрешение конфликтов через компромиссы и переговоры Школа Ориентация на среднего Цель - социальная адаптация Результаты учебы не очень важны.
Женственные культуры Семья Акцент на отношениях Солидарность Разрешение конфликтов через компромиссы и переговоры Школа Ориентация на среднего
Цель - социальная
адаптация
Результаты учебы не очень важны.
Работа
¨Невысокая
мотивация на достижения успеха.
Акцент на качество жизни.
¨Низкий
рабочий стресс.
Предпочтение меньшему объему работы, а не более
высокой зарплате
¨Ценится
скромность в самооценке.
¨Ориентация
на отношения
¨Позитивная
оценка
«пожизненного
найма»
на одном предприятии
¨Вместо
конкуренции кооперация
|
Мужественные культуры Семья Акцент на достижения. Соревновательность. Разрешение конфликтов силовыми методами. Школа Ориентация на лучшего. Цель –академические успехи. Плохая учеба, отчисление – катастрофа.
¨Высокая
мотивация на достижение успеха.
Акцент на карьеру.
¨Высокий
рабочий стресс.
Предпочтение
большей зарплате, а не меньшему объему работы
¨Ценится
умение себя подать.
¨Поиск
возможности для карьеры внутри или вне предприятия
¨Конкуренция
вместо кооперации
|
11.
Филиппины
13.
Юж. Африка
17.
Нов. Зеландия
|
23.
Арабские страны
31.
Зап. Африка
|
39.
Вост. Африка
41.
Юж. Корея
43.
Гватемала
45.
Португалия
47.
Финляндия
48.
Югославия
49.
Коста-Рика
51.
Нидерланды
|
КОНФУЦИАНСКИЙ ДИНАМИЗМ
ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ КОНФУЦИАНСКОГО ДИНАМИЗМА:
•Принятие одновременно нескольких верных точек зрения, возможности множественности истины и правды в разные периоды и при различном контексте происходящего
•Прагматический (в отличии от традиционного) подход
к событиям.
Долговременная ориентация
Готовность к переменам и результатам (как положительным, так и отрицательным), которые они принесут,
•Готовность участвовать в проектах, завершающихся в отдаленном будущем,
•Готовность жить во имя будущего, в т.ч. инвестировать средства за счет перекладывания сегодняшних трат на будущее.
Властная дистанция
высокая готовность к неравному распределению власти в обществе,
Коллективизм/индивидуализм
·чуть выше среднего поощряется коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на уровне всего общества (всего социума),
в средней степени поощряется альтруистическое и дружелюбное поведение по отношению к другому
много более среднего поощряется лояльность и привязанность по отношению к своей группе (семье, землячеству, народу),
поощряется миролюбие и затрудняется проявления настойчивости и агрессивности в социальных отношениях,
минимальной дифференциация в социально-ролевом поведении полов,
Устранение неопределенности
высокая толерантность по отношению к незнакомым ситуациям и, наоборот, практически не предполагаются попытки избегания подобных ситуаций с помощью бюрократических процедур,
Конфуцианский динамизм
нет готовности участвовать в мероприятиях, связанных с гарантированным планированием будущего и долгосрочными инвестициями, а также готовности отказа от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем.
http://zicklin.baruch.cuny.edu/centers/weissman/PDFfiles/breakfastwithexecutives.pdf