Межкультурный менеджмент
КРЕДО МЕЖКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА:
Плохих культур не бывает!
Бывают РАЗНЫЕ культуры!
ДВА «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
3.получили отправные материалы для предварительного ситуационного анализа деловой культуры вашего иностранного партнера
4. Осознали серьезное влияние, которое национальная культура оказывает на управление организацией
5. понимали основные причины возникновения межкультурных конфликтов в управлении организации
ЧТО ИЗУЧАЕТ МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ людей в обществе и организации;
ИЕРАРХИИ в системе ценностей различных деловых культур;
ПРИЧИНЫ межкультурных конфликтов; Пути их НЕЙТРАЛИЗАЦИИ;
УПРАВЛЕНИЕ бизнесом на стыке культур
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ людей в обществе и организации;
ИЕРАРХИИ в системе ценностей различных деловых культур;
ПРИЧИНЫ межкультурных конфликтов; Пути их НЕЙТРАЛИЗАЦИИ;
УПРАВЛЕНИЕ бизнесом на стыке культур
===============================================================================
Культурный шок
(СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ )
Реверсивный шок
ПЕРВЫЙ ЭТАП: «Медовый месяц»
ВТОРОЙ ЭТАП: Вживание в другую реальность.
Типичные реакции:
Ø Приспособление
Ø Побег
Ø Борьба
Ø Полный отказ
ТРЕТИЙ ЭТАП: Постепенное приспособление к новым ценностям
ЧЕТВЕРТЫЙ Приобретение ментальной стабильности
ЭТАП:
Знакомство с чужой культурой в своей стране
1 фаза
Позитивный интерес к чужой культуре и ее представителям
2 фаза
Этноцентризм - оценка чужой культуры с позиций собственных ценностей. Зачастую оценка неблагоприятна
3 фаза
Полицентризм- признание необходимости принимать чужие ценности
Ксенофилия – вера в превосходство чужой культуры
Проблема стереотипизации (= формирование устойчивых образов и оценок событий и явлений)
Проблема этноцентризма (= чувство превосходства, связанное с принадлежностью к национальной культуре)ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ - НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА, ОСНОВАННАЯ НА СТЕРЕОТИПЕ -
«ОТГАДАЙ, О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ»
аккуратный,
педантичный,
исполнительный,
экономный,
неинтересный,
въедливый,
сдержанный,
упорный,
работоспособный
|
вежливый,
сдержанный,
педантичный,
малообщительный,
невозмутимый,
консервативный,
аккуратный,
добросовестный
,
изящный
|
элегантный,
галантный,
болтливый,
лживый,
обаятельный,
развратный,
скупой,
легкомысленный,
раскованный
|
бесшабашный,
щедрый,
ленивый,
необязательный,
простодушный,
бестолковой,
неорганизованный,
бесцеремонный,
широкая
натура,
любитель
выпить
|
Англичанин:«Охота на слонов в британской Восточной Африке»
Француз: «Любовь слонов во французской Экваториальной Гвинее»
Немец: «Происхождение и развитие индийского слона между 1200 и 1950 гг.» (600 страниц)
Американец: «Как вывести самого большого и сильного слона»
Испанец: «Техника боя слонов»
Русский : «Как мы запустили слона на Луну»
Финн: «Что думают слоны о финнах»
|
Личность
(индивидуальный феномен)
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ + СОЦИАЛИЗАЦИЯ
|
|||
Культура
(коллективный феномен)
ЗАУЧИВАЕТСЯ |
||||
Человеческая природа
(универсальный феномен)
НАСЛЕДУЕТСЯ |
ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
АРТЕФАКТЫ
|
ЦЕННОСТИ
|
БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
|
Русские пословицы
Культура – сумма общественных достижений,включаяартефактыкультуры
Культура – способдуховного освоения действительности
Культура – системаценностей, норм исмыслов человеческойдеятельности
(communities of meanings)
корпоративные профессиональные гендерные
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
КАКИЕ ОНИ ?
КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ?
КАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ?
КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАБОТЕ?
КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ?
КАКОВЫ СВОЙСТВА САМОГО ЧЕЛОВЕКА?
Культурные различия:
•ЯЗЫК
•НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
•ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
•ВРЕМЯ и ПРОСТРАНСТВО
•ДЕЯТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
•ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА и ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ
•ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ/ОПЫТА
•ЗНАЧИМОСТЬ ВОЗРАСТА и СТАТУСА
•ЗНАЧИМОСТЬ ПРИРОДЫ
•ВАЖНОСТЬ УСПЕХА
•ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ
•ДОВЕРИЕ и ФАТАЛИЗМ
•ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ