ТЕМА 3: 
Герт Хофстеде (Geert Hofstede):
анализ релевантных организации установок
ЧЕТЫРЕ ИЗМЕРЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

властная дистанция

устранение неопределенности

индивидуализм/ коллективизм

женственность/ мужественность

+конфуцианский динамизм

 

http://www.geert-hofstede.com/index.shtml
 
ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ
 
степень, до которой  члены общества автоматически принимают иерархию или неравное распределение власти
в организациях и обществе

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН  С ВЫСОКОЙ ДИСТАНЦИЕЙ ВЛАСТИ

1.Сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства
2.Наиболее распространен автократический характер власти
3.Подчиненные ОЖИДАЮТ, когда им скажут что делать
4.Идеальный руководитель или предельно автократичен  или выступает в роли своего рода «отца семейства»
5.Разрыв оплате труда сотрудников может превышать двадцатикратный уровень
6.Распространение наличие привилегий  у руководителей, которое воспринимается как нормальное

 

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ОБЩЕСТВАМИ С ВЫСОКОЙ И НИЗКОЙ ВЛАСТНОЙ ДИСТАНЦИЕЙ

Низкий показатель ВД
Семья
У детей воспитывают собственный характер.
Отношения с родителями на основе равенства
 

Школа

В обучении центральная фигура –учащийся.
Обучение - объективный процесс познания.
 
Работа
· Иерархия
– временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления
·Решения  принимают  после консультаций с подчиненными
· Менеджеры предпочитают
практический стиль и систематический подход
· Идеальный босс
– грамотный и способный демократ.
Высокий показатель ВД
 Семья
Дети должны слушаться родителей (послушание).
Почтительное отношение к родителям (подчинение).
Школа
В обучении центральная фигура - учитель.
 Обучение – восприятие мудрости учителя (гуру).
 

Работа

· Иерархия
- естественное постоянно  существующее неравенство
· Решения принимают  самостоятельно и в патриархальном стиле
· Менеджер охотно представляют себя принимающими решения в интересах блага коллектива
· Идеальный босс
 – великодушный и доброжелательный автократ.
 

ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ

№ страна/регион  показатель ВД
1. Малайзия 104
2. Гватемала 95
3. Панама 95
4.Филиппины 94
5. Мексика 81
6. Венесуэла 81
7. Араб.страны 80
8. Эквадор 78
9. Индонезия 78
10. Индия 77
11. Зап.Африка 77
12. Югославия 76
13. Сингапур 76
14. Бразилия 69
15. Франция 68
16. Гонконг 68
17. Колумбия 67
18. Сальвадор 66
19. Турция 66
20. Бельгия 65
21. Зап. Африка 64
22. Перу 64
23.Таиланд 64
24. Чили 64
25. Португалия 63
26. Венгрия 63
27. Греция 61
28. Юж. Корея 60
29. Иран 60
30. Тайвань 58
31. Испания 58
32. Пакистан 57
33. Япония 55
34. Италия 54
35. Аргентина 50
36. Юж.Африка 49
37. Ямайка  45
38. США 40
39. Канада 39
40. Нидерланды 38
41. Австрия 36
42. Коста-Рика 35
43. ФРГ 35
44. Великобритания 35
45. Швейцария  34
46. Финляндия 33
47. Норвегия 31
48. Швеция 31
49. Ирландия 28
50. Нов.Зеландия 22
51. Дания 18
52.Израиль 13
53. Австрия 11

 

ГЛУБИНА ИЕРАРХИИ НА  ПРЕДПРИЯТИЯХ  В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРАХ
Венесуэла, Мексика,
Бразилия, Малайзия,
Индонезия, Сингапур,
Франция,  ГДР,
арабские страны

  

 

 

 

 

 

 

 

Бельгия,

Италия,

     Тайвань    

   

 

 

 

 

 

 

 

Великобритания,
Швеция, ФРГ, США,
Нидерланды, Австрия,
Израиль, Канада

 

     

 

 

ИНДИВИДУАЛИЗМ И КОЛЛЕКТИВИЗМ
Степень готовности индивида действовать внутри или вне группы,
подчиняться ей или быть свободным от группового давления
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНДИВИДУАЛИЗМА
1.Люди откровенно высказывают критические замечания коллегам
2.Наем и продвижение по службе связаны с достоинствами данной личности
3.Управление ориентированно на личность, а не на группу
4.Общество отличает высокий жизненный уровень, Средний класс составляет солидную прослойку.
5.Каждый ориентируется на личный успех и карьеру.
6.Высокий уровень свободы печати
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ КОЛЛЕКТИВИЗМА
1.С детства человека приучают к мысли, что интересы коллектива выше личных
2.Действует принцип «Раньше думай о Родине, а потом о себе»
3.Профессиональная критика воспринимается как личная обида
 

 

 Семья
 Воспитание в духе «я»
Уважение к личному мнению
Обязательства по отношению к себе:
- собственные интересы
- самоактуализация
- вина
Школа
Постоянное обучение
 Учат «как» учиться
Семья
Воспитание в духе «мы»
Мнение семьи важнее личного
Обязательства по отношению к семье:
-гармония интересов,
-уважение к общей позиции
-чувство стыда за поступки
Школа
Учиться надо в молодости
Учат «как» надо делать.
   
ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КУЛЬТУРАМИ С ИНДИВИДУАЛИСТСКИМИ И КОЛЛЕКТИВИСТСКИМИ ОБЩЕСТВАМИ
Невысокий показатель индивидуализма
Работа
¨Дипломы позволяют проникнуть в группы с более высоким статусом.
¨Отношения между работником и работодателем измеряются моральными параметрами как и в семье.
¨(Эмоциональная) зависимость от предприятия. Малая мобильность по поиску работы
¨Лучшие решения те, которые  принимаются группой
¨Новые методы менеджмента вызывают небольшой интерес
¨Инструкции применяются в зависимости от ситуации или межличностных отношений
¨Индивидуальная инициатива не приветствуется
Высокий показатель индивидуализма
Работа
¨Дипломы повышают экономическую значимость и самоуважение.
¨Отношения между работником и шефом представляют договор, заключаемый к обоюдной пользе.
¨(Эмоциональная) независимость от предприятия. Высокая мобильность в поиске работы
¨Лучшие решения те, которые принимаются индивидом
¨Менеджеры хотят применять новейшие методы управления
¨Инструкции имеют универсальный характер
¨Индивидуальная инициатива приветствуется  
№ страна/регион  показатель И
№ страна/регион  показатель И
№ страна/регион  показатель И
1.США 91
2. Австрия 90
3. Великобритания89
4. Канада 80
5. Нидерланды 80
6. Нов.Зеландия 79
7. Италия 76
8. Бельгия 75
9. Дания 74
10. Швеция 71
11. Франция 71
12. Ирландия 70
13. Норвегия 69
14. Швейцария 67
15. ФРГ 67
16. Юж. Африка 65
17. Финляндия 63
18. Австрия 55
19. Израиль 54
20. Испания 51
21. Индия 48
22. Япония 46
23. Аргентина 46
24. Иран 41
25. Ямайка 39
26. Бразилия 38
27. Арабские страны 38
28. Турция 37
29. Венгрия 36
30. Греция 35
31. Филиппины 32
32. Мексика 30
33. Вост. Африка 27
34. Югославия 27
35. Португалия 27
36. Малайзия 26
37. Гонконг 25
38. Чили 23
39. Зап. Африка 20
40. Сингапур 20
41. Таиланд 20
42. Сальвадор 19
43. Юж. Корея 18
44. Тайвань 17
45. Перу 16
46. Коста Рика 15
47. Пакистан 14
48. Индонезия 14
49. Колумбия 13
50. Венесуэла 12
51. Панама 11
52. Эквадор 8
53. Гватемала 6
 
 

Устранение неопределенности

степень готовности членов данного общества иметь дело с неопределенностью,
идти на риск в повседневной жизни, их предпочтение сотрудничать
с давними знакомыми  и друзьями,  нежели чем с незнакомыми людьми
ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАН С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИЗБЕГАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
1.Жители обычно негативно настроены по отношению к структурам власти
2.Часты проявления национализма, распространено недовольство по отношению национальным меньшинствам
3.Большинство населения с недоверием относится к молодежи
4.Существую неписанные плавила, которые связывают с продвижением по службе с возрастом
5.Люди склонны больше полагаться на мнение экспертов, чем на здравый смысл и житейский опыт.
6.Переход на другую работу или переезд  на новое место – большое психологическое испытание.

УСТРАНЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
- СТЕПЕНЬ ДО КОТОРОЙ ЧЛЕНЫ КУЛЬТУРЫ ЧУВСТВУЮТ СТРАХ/ОПАСНОСТЬ В НЕЗНАКОМЫХ УСЛОВИЯХ

Невысокий показатель УН
Семья
Непривычное  -любопытно
Расслабленность, добродушие, низкие стрессы
Демонстрация эмоций и агрессии недопустима
Школа
Учащимся комфортно при неструктуированных программах,
- нечетко поставленных целях,
- недетализированных заданиях,
- работе без расписания,
- когда учитель говорит «не знаю».
Высокий показатель УН
 Семья
Отличное – непривычно, опасно.
Высокие стрессовость, уровень беспокойства и тревожности.
Демонстрация эмоций и агрессии нормальна.
Школа
Учащимся комфортно:
-при структуированных программах,
четких целях и заданиях,
 четком расписании,
- когда учитель «знает все».
 Основные различия между культурами с различной степенью УН
Невысокий показатель УН
Работа
Время – деньги
¨Невысокое сопротивление по отношению к изменениям
¨Конкуренция между коллегами присутствует и желательна
¨Начальство не должно назначаться по старшинству
¨Мало письменных предписаний
¨Менеджеры заботятся сильнее о стратегических направлениях
¨С неизвестным можно справиться
¨Высокая мобильность по поиску работы
¨Мало ритуалов на рабочем месте
Высокий показатель УН
 Работа
· Время имеет ориентировочный формат
¨Высокое сопротивление по отношению к изменениям
¨Конкуренция между коллегами нежелательна
¨Начальство назначается по принципу старшинства
¨Много письменных предписаний
¨Менеджеры сильнее заняты оперативным управлением
¨Неизвестное  является опасностью
¨Малая мобильность в поиске работы
¨Много ритуалов на рабочем месте
Устранение неопределенности
1. Греция 112
2. Португалия 104
3. Гватемала 101
4.Венгрия 100
5. Бельгия 94
6. Сальвадор 94
7. Япония 92
8. Югославия 88
9. Перу 87
10. Франция 86
11. Чили 86
12. Испания 86
13. Коста-Рика 86
14. Панама 86
15. Аргентина 86
16. Турция 85
17. Юж. Корея 85
18. Мексика 82
19. Израиль 81
20 Колумбия 80
21. Венесуэла 76
22. Бразилия 76
23. Италия 75
24. Пакистан 70
25. Австрия 70
26. Тайвань 69
27. Арабские страны 68
29. Эквадор 67
30. ФРГ 65
31. Таиланд 64
32. Иран 59
33. Финляндия 59
34. Швейцария 58
35. Зап. Африка 54
36. Нидерланды 53
37. Вост. Африка 52

 

38. Австралия 51
39. Норвегия 50
40. Юж. Африка 49
41. Нов. Зеландия 49
42. Индонезия 48
43. Канада 48
44. США 46
45. Филиппины 44
46. Индия 40
47. Малайзия 36
48. Англия 35
49. Ирландия 35
50. Гонконг 29
51. Швеция 29
52. Дания 23
53. Ямайка 13
54. Сингапур 8

 

ЖЕНСТВЕННОСТЬ/МУЖЕСТВЕННОСТЬ
-   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И АКЦЕПТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Женственные культуры

Семья

Акцент на отношениях

Солидарность

Разрешение конфликтов через компромиссы и переговоры

Школа

Ориентация на среднего

Цель  - социальная адаптация

Результаты учебы не очень важны.

 

Женственные культуры

Семья

Акцент на отношениях

Солидарность

Разрешение конфликтов через компромиссы и переговоры

Школа

Ориентация на среднего

Цель  - социальная адаптация
Результаты учебы не очень важны.
Работа
¨Невысокая мотивация на достижения успеха. Акцент на качество жизни.
¨Работать, чтобы жить
¨Низкий рабочий стресс. Предпочтение меньшему объему работы, а не более высокой зарплате
¨
¨Ценится скромность в самооценке.
¨Ориентация на отношения
¨Позитивная оценка «пожизненного найма» на одном предприятии
¨Вместо конкуренции кооперация

 

Мужественные культуры

 Семья

Акцент на достижения.

Соревновательность.

Разрешение конфликтов силовыми методами.

Школа

Ориентация на лучшего.

Цель –академические успехи.

Плохая учеба, отчисление – катастрофа.

¨Высокая мотивация на достижение успеха. Акцент на карьеру.
¨Жить, чтобы работать
¨Высокий рабочий стресс. Предпочтение  большей зарплате, а не меньшему объему работы
¨
¨Ценится умение себя подать.
¨Ориентация на дело
¨Поиск возможности для карьеры внутри или вне предприятия
¨Конкуренция вместо кооперации

 

ПОКАЗАТЕЛЬ ЖЕНСТВЕННОСТИ/МУЖЕСТВЕННОСТИ
1. Япония 95
2. Австрия 79
3. Венесуэла 73
4. Италия 70
5. Швейцария 70
6. Мексика 69
7. Ирландия 68
8. Ямайка 68
9. Англия 66
10. ФРГ 66
11. Филиппины 64
12. Колумбия 64
13. Юж. Африка 63
14. Эквадор 63
15. США 62
16. Австралия 61
17. Нов. Зеландия 58
18. Греция 57
19. Гонконг 57
20. Аргентина 56
21. Индия 56
22. Бельгия 54
23. Арабские страны 53
24. Канада 52
25. Малайзия 50
26. Пакистан 50
27. Бразилия 49
28. Сингапур 48
29. Израиль 47
30. Индонезия 46
31. Зап. Африка 46
32. Турция 45
33. Тайвань 45
34. Панама 44
35. Иран 43
36. Франция 43
37. Испания 42
38. Перу 42
39. Вост. Африка 41
40.Сальвадор 40
41. Юж. Корея 39
42. Венгрия 38
43. Гватемала 37
44. Таиланд 34
45. Португалия 31
46. Чили 28
47. Финляндия 26
48. Югославия 21
49. Коста-Рика 21
50. Дания 16
51. Нидерланды 14
52. Норвегия 8
53. Швеция 5
 

КОНФУЦИАНСКИЙ ДИНАМИЗМ

Степень  в которой общество демонстрирует прагматичный и ориентированный на будущее
подход при оценке различных явлений и процессов

ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ КОНФУЦИАНСКОГО ДИНАМИЗМА:

Принятие одновременно нескольких верных точек зрения, возможности множественности истины и правды в разные периоды и при различном контексте происходящего

Прагматический (в отличии от традиционного) подход к событиям.
 

Долговременная ориентация

Готовность  к переменам и результатам (как положительным, так и отрицательным), которые они принесут,

Готовность участвовать в проектах, завершающихся в отдаленном будущем,

Готовность жить во имя будущего, в т.ч.  инвестировать средства за счет перекладывания сегодняшних трат на будущее.

 
ПАРАМЕТРЫ ХОФСТЕДЕ В РОССИИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ GLOBE
 

Властная дистанция

высокая готовность к неравному распределению власти в обществе,

Коллективизм/индивидуализм

·чуть выше среднего поощряется  коллективное распределение ресурсов и коллективные действия на уровне всего общества (всего социума),

в средней степени поощряется альтруистическое и дружелюбное поведение по отношению  к другому

много более среднего поощряется лояльность и привязанность по отношению к своей группе (семье, землячеству, народу),

 
ПАРАМЕТРЫ ХОФСТЕДЕ В РОССИИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ GLOBE

поощряется миролюбие и затрудняется проявления настойчивости и агрессивности в социальных отношениях,

минимальной дифференциация в социально-ролевом поведении полов,

Устранение неопределенности

высокая толерантность по отношению к незнакомым ситуациям и, наоборот, практически не предполагаются попытки избегания подобных ситуаций с помощью бюрократических процедур,

Конфуцианский динамизм

нет готовности участвовать в мероприятиях, связанных с гарантированным планированием будущего и долгосрочными инвестициями, а также готовности отказа от потребления в настоящем в пользу потребления в будущем.

http://zicklin.baruch.cuny.edu/centers/weissman/PDFfiles/breakfastwithexecutives.pdf

 

назад

Hosted by uCoz