ВАВТ
МВА «Корпоративное управление»
БЕЗУГЛОВА НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

Межкультурный менеджмент

ТЕМА 1 : 
РАЗНООБРАЗИЕ ДЕЛОВЫХ КУЛЬТУР В МЕЖДУНАРОДНОМ  БИЗНЕСЕ
 

КРЕДО  МЕЖКУЛЬТУРНОГО МЕНЕДЖМЕНТА:

Плохих культур не бывает!

Бывают  РАЗНЫЕ культуры!

ДВА «ЗОЛОТЫХ» ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

1. В международном бизнесе ПРОДАВЕЦ ДОЛЖЕН ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ к покупателю
 
Принцип «Клиент всегда прав»
 
2. В международном бизнесе ГОСТЬ ДОЛЖЕН ПОДСТРАИВАТЬСЯ под местные условия и традиции
 
Принцип «Быть самим собой» включает знание местных особенностей, почитаемых в данной культуре обычаев и традиций
 
ТРИ «НЕ»
1.В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ НЕ ХОДЯТ
2.
2.НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ
НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ НАБЛЮДАТЬ И УЧИТЬСЯ

 

1.
ЦЕЛЬ КУРСА
1.знали отличительные особенности ведущих бизнес-культур и умели их распознавать по заданным параметрам
2.научились избегать наиболее типичных ошибок,связанных с национальными стереотипами поведения

3.получили отправные материалы для предварительного ситуационного анализа деловой культуры вашего иностранного партнера

4. Осознали серьезное влияние, которое национальная культура оказывает на управление организацией

5.  понимали основные причины возникновения межкультурных конфликтов в управлении организации

6. осознали, что модель внедряемой в компании деловой культуры должна коррелировать с национальной деловой культурой

ЧТО ИЗУЧАЕТ МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ людей в обществе и организации;

ИЕРАРХИИ в системе ценностей различных   деловых культур;

-

ПРИЧИНЫ межкультурных конфликтов; - Пути  их НЕЙТРАЛИЗАЦИИ;

-

УПРАВЛЕНИЕ бизнесом на стыке культур

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ людей в обществе и организации;

ИЕРАРХИИ в системе ценностей различных   деловых культур;

-

ПРИЧИНЫ межкультурных конфликтов; - Пути  их НЕЙТРАЛИЗАЦИИ;

-

УПРАВЛЕНИЕ бизнесом на стыке культур

 

===============================================================================

Культурный шок

(СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ )

Реверсивный шок

 

ПЕРВЫЙ  ЭТАП: «Медовый месяц»

ВТОРОЙ ЭТАП: Вживание в другую реальность.

Типичные реакции:

Ø Приспособление

Ø Побег

Ø Борьба

Ø Полный отказ

Ø

ТРЕТИЙ ЭТАП: Постепенное приспособление к новым ценностям

ЧЕТВЕРТЫЙ Приобретение ментальной стабильности

ЭТАП:

Знакомство с чужой культурой в своей стране

1 фаза

Позитивный интерес к чужой культуре  и ее представителям

2 фаза

Этноцентризм - оценка чужой культуры с позиций собственных ценностей. Зачастую  оценка неблагоприятна

3 фаза

Полицентризм- признание необходимости принимать чужие ценности

Ксенофилия – вера в превосходство чужой культуры

ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ
 
ДЛЯ ГРУПП И ИНДИВИДОВ
Интеграция
группа и ее представители сохраняют свою культуру, но одновременно устанавливают тесные  контакты между собой
Ассимиляция
группа и ее члены теряют свою культуру, но поддерживают контакты с другой культурой
Сепаратизм
группа и ее члены, сохраняя свою культуру, отказываются от контактов с другой культурой
Маргинализация
группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
Три причины нарушения коммуникации в межкультурных отношениях
Проблема восприятия (= личностная интерпретация окружающей реальности)

Проблема  стереотипизации (= формирование устойчивых образов и оценок событий и явлений)

Проблема этноцентризма (= чувство превосходства, связанное с принадлежностью к национальной  культуре)
 
СТЕРЕОТИПЫ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ
 
СТЕРЕОТИПЫ - ВЕРА ИЛИ УБЕЖДЕННОСТЬ В ПОСТИЖЕНИИ ЧЕГО-ЛИБО. ОНИ НАПОЛНЯЮТ ВОСПРИЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ  ОЖИДАНИЯМИ

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ - НЕГАТИВНАЯ УСТАНОВКА, ОСНОВАННАЯ НА СТЕРЕОТИПЕ -

 

«ОТГАДАЙ, О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ»

аккуратный, педантичный, исполнительный,
экономный, неинтересный,
въедливый, сдержанный, упорный, работоспособный
вежливый, сдержанный, педантичный, малообщительный,
невозмутимый, консервативный, аккуратный, добросовестный , изящный
элегантный, галантный, болтливый, лживый, обаятельный,
развратный, скупой, легкомысленный, раскованный
бесшабашный, щедрый, ленивый, необязательный, простодушный,
бестолковой,  неорганизованный, бесцеремонный, широкая натура,
любитель выпить
 
эссе "РОЛЬ ИНДИЙСКИХ СЛОНОВ В РАЗВИТИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ":

Англичанин:«Охота на слонов в британской Восточной Африке»

 

Француз: «Любовь слонов во французской Экваториальной Гвинее»

 

Немец: «Происхождение и развитие индийского слона между 1200 и 1950 гг.»  (600 страниц)

 

Американец: «Как вывести самого большого и сильного слона»

 

Испанец: «Техника боя слонов»

 

Русский : «Как мы запустили слона на Луну»

 

Финн: «Что думают слоны о финнах»

Понятие «КУЛЬТУРА»
 
Тейлор (1871) «Культура - это комплекс всего, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие способности человека необходимые ему как члену общества»
 
Херковитц (1948) «Культура – это созданная человеком часть внешней среды»
 
Герт Хофстеде (1980) «Культура – это  коллективное программирование ума»
 
Мери Дуглас (1982) «Культура – это  образ жизни»
 
Холл (1987) «Культура это прежде всего система по созданию, передаче, сохранению и обработке информации
 
Хофстеде: «Культура – коллективное программирование ума»
 
 

 

 
Личность
(индивидуальный феномен)
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ + СОЦИАЛИЗАЦИЯ
   
 
 

Культура

(коллективный феномен)

ЗАУЧИВАЕТСЯ

 
 

Человеческая природа

(универсальный феномен)
 

НАСЛЕДУЕТСЯ

 

Теория культуры  Хофстеде
 
Индивидуальный уровень
Программирование осуществляется за счет наследования и обучения, результатом чего является формирование личности
Универсальный уровень
Программирование осуществляется путем передачи по наследству, путем воспроизводства человеческой природы
Коллективный уровень
Программирование имеет вид формального процесса , воплощающегося в отношениях взрослый – ребенок, или наставник -ученик
 

ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

АРТЕФАКТЫ
ЦЕННОСТИ
БАЗИСНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

АМЕРИКАНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ
Charity begins at home
Благотворительность начинается дома
Индивидуализм американцев.
 
Let the best man win
Пусть победит сильнейший.
Дух конкуренции
 
Make hay while the sun  is shining
Коси сено, пока светит солнце.
Шанс нужно использоваться без долгих раздумий

 

Every dog has its day
У каждой собаки есть свой день.
Равенство шанса, “американская мечта”
 
A person`s home is his castle
Мой –дом моя крепость.
Важность частной сферы
 

Русские пословицы

Смех без причины признак дурачины
Серьезность- знак уважения

 

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится
Безалаберность
 
Не в деньгах счастье
Грех воровать, да нельзя миновать
Отношение к деньгам

 

Работа не волк – в лес не убежит
Отношение к труду
 
Человек не собака,  ко всему привыкает
Христос терпел и нам велел
Безграничное терпение
Стоицизм
 
До Бога высоко, до царя далеко
Близ царя – близ смерти
Властная дистанция

 

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ПОСЛОВИЦЫ?
От сумы и тюрьмы не зарекайся
Доводчику (доносчику) первый кнут
На миру и смерть красна
Сам погибай, но товарища выручай
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло
Что русскому здорово, то немцу смерть

 

ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КУЛЬТУРА ?
 

Культура – сумма общественных достижений, включая артефакты культуры

Культура – способ духовного освоения действительности

Культура – система ценностей, норм и смыслов человеческой деятельности

 
НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ
ГОРОДСКИЕ КУЛЬТУРЫ
Культуры сообществ  по образу мыслей

(communities of meanings)

корпоративные           профессиональные                гендерные

 

ДЛЯ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КАКИЕ ОНИ ?

КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ?

КАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ  СУЩЕСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ?

КАКОВЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К РАБОТЕ?

КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ?

КАКОВЫ СВОЙСТВА САМОГО ЧЕЛОВЕКА?

 

Культурные различия:

ЯЗЫК

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

ВРЕМЯ  и ПРОСТРАНСТВО

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА  и ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ

ЗНАЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ/ОПЫТА

ЗНАЧИМОСТЬ ВОЗРАСТА и СТАТУСА

ЗНАЧИМОСТЬ ПРИРОДЫ

ВАЖНОСТЬ УСПЕХА

ГОТОВНОСТЬ  К РИСКУ

ДОВЕРИЕ и ФАТАЛИЗМ

ОТНОШЕНИЕ К ВЛАСТИ

 

САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ
«Эти странные ...»
12 национальностей:

http://www.afs.ru

австралийцы , американцы ,
англичане , бельгийцы , голландцы ,
датчане , исландцы , испанцы ,
итальянцы , немцы , французы ,
шведы , швейцарцы , японцы

 назад

 

Hosted by uCoz